Plus Minus

Версия для слабовидящих

Вход для
пользователей

Add User

Новости сайта:

Профориентационная квест-игра «Знатоки профессии»

28 февраля 2020 года

27 февраля 2020 года с учащимися 4 класса школы №8 была проведена квест-игра «Знатоки пр...

3 Областная олимпиада в номинациях «Физика-электротехника-автотроника».

27 февраля 2020 года

26 февраля в «Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже, прошла 3 Областная олимпи...

Мероприятия и конкурсы

17 ноября  для педагогических работников политехникума на базе  ГКОУ СО «Ирбитская школа» прошло методическое занятие «Психолого-педагогические особенности выпускников школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы».

Согласно программе занятия Людмила Николаевна Большакова, председатель территориальной психолого- медико-педагогической комиссии рассказала об особенностях интеллектуальной (умственной) и практической деятельности детей с умственной отсталостью. Дала практические советы по выбору методик профессиональной подготовки детей данной категории.

Преподаватель трудового обучения Соколова Ирина Юрьевна познакомила с методикой Мирского, представила диагностику по динамике развития обучающихся по трудовому обучению с использованием этой методики.

После теоретической части занятия педагоги посетили открытый урок по столярному делу, где на практике увидели приемы и методы, используемые на учебном занятии с обучающимися с ОВЗ.

В режиме свободного общения обсудили возникшие вопросы, наметили пути дальнейшего взаимодействия.

    

Ролевая игра

«Мой  педагогический опыт»

Цель:

Предоставить возможность педагогам поделиться опытом с коллегами по написанию эссе «Мой педагогический опыт»

Задачи:

1. Создать организационно- методические условия обеспечивающие участие педагогов в роли аналитика, эксперта, конкурсанта

2. Выработать рекомендации к  написанию эссе

3.Приобрести практический опыт написания эссе

Участники игры: педагогические работники

Роли и их функции:

Технолог – готовит (заранее) для экспертов технологические карты и формирует экспертные группы, следит за ходом игры.

Конкурсанты - представляют свое эссе

Эксперты – проводят экспертизу по предложенной технологической карте, выявляют результат и сообщают его участникам игры

Аналитики – анализируют и обобщают предоставленные  материалы методическими комиссиями, выносят на обсуждение участникам игры.

Психолог – оценивает психологический настрой участников игры, организует рефлексию участников с целью самооценки достижений в ходе игры.

Группа поддержки – в творческой форме представляет своего участника, участвует в обсуждении материалов представленных эссе, анкетировании и опросе.

Регламент игры:

1 этап – постановка целей и задач, распределение ролей, знакомство каждой команды со своими функциями 5 мин.

2 этап – ход игры по описанию 25 мин.

3 этап – рефлексия участников, обобщение материалов всеми группами 10 мин.

4 этап – заключение, принятие решения 10 мин.

Описание игры.

1 этап.

Технолог раздает технологические карты участникам, ставит задачи. Знакомит с общим ходом игры, выдает рабочие листы с обозначением заданий.

«Конкурсанты» готовятся к представлению эссе

Группа экспертов изучают технологическую карту, договариваются о форме оценки и представления результата.

Аналитики  собирают материалы, представленные методическими комиссиями.

Психолог наблюдает за ходом игры, готовит вопросы для проведения рефлексии.

2 этап.

«Конкурсанты» представляют эссе

Эксперты заслушивают эссе конкурсантов, проводят экспертизу по предложенным критериям.

Группа поддержки участвует в обсуждении эссе, включаясь в работу экспертов.

Аналитики  изучают материалы, представленные методическими комиссиями, готовят проект решения.

Психолог проводит наблюдения

Технолог дает консультации по ходу игры.

3 этап.

Аналитики - оформляют проект решения

Эксперты - подготавливают  заключение по результатам работы

Психолог - организует рефлексию с группой поддержки.

4 этап.

Выступления экспертов, аналитиков, представителей групп поддержки, психолога.

Общее подведение итогов

          

 

 

 

Очередной методический практикум в рамках семинара

«Технология  подготовки педагогов и  обучающихся к олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства» состоялся 29.01.15года.

 

Основная цель данного практикума - определить стратегию деятельности, педагогическое и методическое обеспечение работы по подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства.

         В практикуме приняли участие преподаватели и мастера производственного обучения. С целью детального обсуждения выдвинутых проблем была организована  деятельность 3-х рабочих групп  методом «вертушки».

Результатом методического практикума стали материалы разработанные педагогами и обобщенные экспертной группой, а именно:

1.     Примерные задания для развития у обучающихся соответствующих общеучебных навыков и умений для успешного участия в конкурсном движении

2.     Основные направления программы подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам.

3.     Алгоритмы деятельности педагога по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

 

Примерные задания

для развития у обучающихся общеучебных навыков и умений

способствующих успешному участию в конкурсах, олимпиадах

 

Примерный перечень заданий для обучающихся

Общеучебные  навыки и умения обучающихся

Организационные

-составьте алгоритм работы по теме…

-составьте план ответа, алгоритм решения задачи…

-за фиксированное время составьте список инструментов…

1.планирование  собственной деятельности

 

 

-проранжируйте последовательность операций…

-составьте алгоритм выполнения операций…

2. определение последовательности

действий

-«найди ошибку»

-проведите самоанализ собственной деятельности

-проконтролируйте ответ согласно ключа

3. контроль собственной деятельности

Коммуникативные

-составьте вопросы к тексту…

-задайте вопросы  докладчику

(риторические, контрольные, наводящие, уточняющие, вопросы-предложения)

1.умение обратиться к человеку (задать вопрос)

 

 

-выполните работу в паре…

-выполните работу в группе…

-примите участие в деловой игре

2.организовать совместное действие

 

-выстройте диалог с соседом по парте на тему…

-подготовьте вопросы к диспуту по теме…

-перескажите услышанное, прочитанное…

-выстройте диалог с ролями: производитель-потребитель, конструктор- технолог, педагог- обучающийся, ребенок-родитель)

-возьмите интервью по теме…

3. вести беседу

 

 

 

 

Исследовательские

-закончите предложение…

-приведите ассоциации предмета, действия…

-пофантазируйте, что произойдет если…

1.выдвижение идеи, гипотезы

 

 

-выполните лабораторную работу…

-оформите дневник наблюдения за…

-проведите опыт…

2.проведение эксперимента, исследования

-заполните сравнительную таблицу…

-найдите сходство и различие между…

-сделайте вывод по теме…

-резюмируйте выступление…

-сравните, что и почему нравится (не нравится) в этом изделии…

-сравните химические, физические свойства…

3. сравнение, анализ, обобщение

 

 

 

 

 

Информационные

-за фиксированное время просмотрите незнакомую книгу и сделайте краткий устный реферат

1.Поиск, отбор информации

 

 

-заполните таблицу…

-составьте схему…

-составьте логическую цепочку…

-составьте тезисы к…

2. обработка информации

 

 

-оформите буклет по материалу темы…

-создайте презентацию, видеоролик по материалу темы…

-проведите мастер-класс…

-напишите реферат по теме…

3. Представление  информации

 

Основные этапы программы  подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам:

Ι.Подготовительный этап

1.Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных обучающихся через:

-наблюдение в ходе уроков;

-организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

-способностей обучающихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

ΙΙ.Основной этап

1.Создание творческой группы, команды(6-7 обучающихся), готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

-реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

-выбор наиболее подготовленных участников на фоне знания сильных и слабых сторон обучающихся команды;

2.Планирование работы.

-при планировании работы с группой обучающихся избегаем формализма и излишней заорганизованности;

-оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

- организуем интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету;

-предусматриваем возможность отдыха, релаксации;

-основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

3.Расширение  кругозора:

-читаем книги, журналы

-работаем в Интернете

-общаемся дистанционно и т.д.

4. Работаем руками.

-Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

ΙΙΙ.Заключительный этап

1.Анализируем результаты участия в олимпиаде, конкурсе

-анализируем работы участников, выявляем пробелы в знаниях;

-анализируем конкурсные задания;

-корректируем программу подготовки;

- составляем перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

2И не останавливаемся.

-для обучающихся первого курса работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам начинаем с первого сентября;

-для обучающихся вторых и третьих курсов после анализа результатов участия в олимпиаде;

Важной особенностью данной работы должно стать составление индивидуальных   программ  подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  обучающегося,  отражающих   его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики к творчеству,

 

Закончился семинар рефлексией «Чемодан, корзина, мясорубка», суть которой  заключалась в оценке полученной информации участниками практикума.

              

17  декабря открыл свою работу практикоориентированный  семинар

  «Освоение технологии подготовки педагогов и обучающихся к конкурсам профессионального мастерства»

         Основная идея семинара раскрыть для педагогов и обучающихся перспективы успешного участия в профессиональных конкурсах различной направленности.

         На первой встрече участниками семинара обсуждались вопросы:

- Какими профессиональными знаниями надо обладать педагогу, чтобы участвовать в конкурсе профессионального мастерства?

- Какие условия необходимо создавать в ОО для подготовки педагога  к конкурсу профессионального мастерства?

-Как должен организовать педагог свою работу по подготовке к конкурсу профессионального мастерства?

- Как использовать результаты конкурса?

         По завершению встречи на рассмотрение был представлен проект программы дальнейшей работы семинара.

 Методические комиссии получили задание обсудить на заседаниях комиссий проблему организации подготовки обучающихся к участию в профессиональных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

                                                                        Программа  работы семинара

  «Освоение технологии подготовки педагогов и обучающихся к конкурсам профессионального мастерства»

Наименование мероприятий

Дата

Результат

Ответственные

1.Открытие семинара

 

17.12.14

Программа дальнейшей работы семинара

Задания для методических комиссий

Шейнина М.Э.

Томшина Т.Н.

2.Практическое занятие на уровне методических комиссий «Технология подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства»

январь

Буклет, памятка, листовка, методические рекомендации по подготовке обучающихся к конкурсам

Председатели м/к

3.Практическое занятие с элементами деловой игры «Обобщаем собственный педагогический опыт»

февраль

Алгоритм обобщения педагогического опыта

Шейнина М.Э.

Томшина Т.Н.

4.Практикум с включением мастер- класса «Технология подготовки к конкурсной деятельности»

март

Методические рекомендации по подготовке педагогов к конкурсной деятельности

Шейнина М.Э.

Томшина Т.Н.

5. Учебно-практическая конференция  педагогов и обучающихся

апрель

Дайждест по результатам конференции

Шейнина М.Э.

Томшина Т.Н.

Председатели м/к

6. Фестиваль учебных проектов

май

Сборник лучших проектов

Шейнина М.Э.

Томшина Т.Н.

Председатели м/к

7.Закрытие семинара «Освоение технологии подготовки педагогов и обучающихся к конкурсам профессионального мастерства»

 

июнь

Сборник методических материалов о работе семинара

Шейнина М.Э.

Томшина Т.Н.


 

Сценарий

Практикума с включением мастер - класса

«Разработка опорных  конспектов, интеллект - карт»

Программа практикума

Цель:

         Развитие мотивации педагогов на изучение и использование метода  опорных конспектов, и интеллект карт на учебном занятии

Задачи:

 -Актуализировать теоретические и практические основы создания опорных конспектов

 -Изучить подходы к разработке интеллект- карт, как одного из приемов поиска и использования информации, на примере мастер-класса «Применение интеллект- карт при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках физики»

Планируемый результат:

Приобретение первоначальных навыков разработки интеллект- карт

План проведения:

1.Представление основных понятий, принципов, достоинств и недостатков использования опорных конспектов  на учебном занятии (игра «оптимисты» и « пессимисты»)

2.Проведение мастер-класса «Применение интеллект - карт при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках физики»

Рабочие материалы:

-программа практикума и мастер- класса

-буклет «Опорные конспекты на учебном занятии»

-буклет «Интелект- карта- что это и как они могут нам помочь?»

-презентация «Разработка опорных  конспектов, интеллект- карт»

-практические задания для педагогов

 

«У каждого из нас есть

свой любимый  способ обучения

и любимый стиль работы.
              Кто-то относится к ученикам – 

                                                   зрителям…, 
                                   других можно назвать

                                                   «аудиоучениками»…
                                   Кто-то «печатно-ориентирован»:

                                                    учится, читая книги.

                                   Кто-то «интерактивен»: учится,
                                           взаимодействуя с другими»
                                                 

                                                 Гордон Драйден         

                                                «Революция в обучении

 

На занятии будем использовать методы интерактивного взаимодействия друг с другом. Для создания рабочего настроя я  прошу пройти к столу  3-х человек. Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите все ассоциации, которые связаны с этим словом. И вы, уважаемые участники, мысленно представьте образ, а потом обменяемся мнениями.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что связано с этим словом.

Время 1минута.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к аудитории.

Скажите, пожалуйста, какой метод мы использовали для представления понятия «вода». Какие приемы вы использовали для создания данного опорного конспекта? Что же такое опорный конспект?

Понятие опорного конспекта «Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме»

Создал метод опорных сигналов или вех донецкий педагог-новатор Виктор Шаталов. Объясняя учебный материал, Шаталов фиксировал на классной доске основное содержание урока с помощью ключевых слов, дат, географических названий и т.д., заключенных в рамки, соединенных стрелками, акцентированных подчеркиваниями и т.п. От обычного конспекта «карточки памяти» Шаталова отличаются продуманностью, системностью и лаконичностью.

А работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем:

Подсистема "Компоненты" формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:

опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно - единица информации);

опорный рисунок - условное, схематическое, часто контурное, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;

цвет - несет определенную смысловую нагрузку (например: красный - самое главное, новое);

опорный блок - определенная структура, взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе "информацию" какой-то части темы;

блок-схема - в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию.

Подсистема "Принципы составления" учитывает следующее:

лаконичность (недопустимость перегрузки);

наглядность;

разнообразность - монотонность "выключает" внимание;

асимметричность - учитывает психологические особенности восприятия;

Подсистема "Алгоритм составления", предназначена как для педагога, так и для учащихся (при составлении творческих опорных конспектов):

прочитать текст;

составить план;

ввести условные обозначения;

ввести цветовые обозначения;

скомпоновать в блоки;

озвучить.

Подсистема "Дидактическое назначение" подразумевает собственно применение опорных конспектов непосредственно в учебной деятельности

Подсистема "Классификация" определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой, а также дидактическим назначением:

развернутый

графический

логический

смысловой (шифрованный)

текстуально-схематический опорный конспект.

В практике реализации ОК среди педагогов-новаторов было много за и против ОК, проведем и мы небольшую дискуссию по этому вопросу.

Игра «пессимисты» и «оптимисты»

«оптимисты» Ответьте  на вопрос – Мне необходима информация об Опорном конспекте для того, чтобы…

Т.к. ОК это…

«пессимисты» Ответьте  на вопрос- Мне не нужна информация об Опорном конспекте,  потому что…

Т.к. ОК это…

Время 3минуты

(Представление информации рабочими группами)

Вывод: Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. Их качество зависело от интуиции, опыта и знаний педагога.

С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. А любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

Второе дыхание опорного конспекта методом  интеллект- карт

Рождение теории интеллект - карт дал известный английский психолог Тони Бьюзен. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать».

Известно, что обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект- карты - инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.                                                      

Система интеллект - карт, предложенная Тони Бьюзеном, превосходит методику Шаталова только наличием четких правил составления карт.

И мы сегодня с вами имеем такую возможность познакомиться с методикой составления интеллект - карт.

 Мастер- класс «Применение интеллект карт при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках физики» проводит  С.А.Сластенова преподаватель высшей квалификационной категориии.

 

Мастер- класс

Применение интеллект карт при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках физики.

В современном мире информации становится все больше и больше. Успешному человеку необходимо уметь быстро ее воспринимать, обрабатывать, структурировать, перерабатывать, передавать другим …

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться»                    

так определил стратегическую цель образования американский философ, социолог Элвин Тоффлер.

Сформулируйте на основе этой цели задачу, стоящую перед каждым педагогом.

1. Блиц опрос.

Что значит научить учиться?

Как это сделать?

Предлагаю в течении 1 минуты обсудить в группе и  выразить мнение по этим вопросам:

2.Мини лекция с использованием мультимедийной презентации;

При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение работать  с информацией

 Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов  системно-деятельностного  подхода, заложенного в стандартах  ,  является МЕТОД составления интеллект-карт.

Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в разнообразных ситуациях: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. Такой метод можно использовать при подготовке к ЕГЭ.

Идея метода очень проста: информация структурируется не в привычном линейном виде,  а в виде двумерной карты, в центре которой находится основное понятие, а от него в виде радиальных лучей расходятся понятия 2-ого, 3-его и т. д. порядков. Устанавливаются также связи между различными ветвями.

Существуют законы создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными законами мы сегодня познакомимся выполнив практическое задание № 1.

Практическое  задание №1

         В течение 5 минут самостоятельно познакомьтесь с законами составления интеллект карт

 1.в линейном виде (представлено в буклете)

 2.на основе мыслительной карты (представлено в рабочем листе)

Сравните способы подачи информации.

Назовите  плюсы  и минусы

Отличительные черты  представлены на слайде.

   Я готова продемонстрировать свой опыт по организации самостоятельной работы обучающихся на основе применения метода интеллект карт.

Заинтересовавшись интеллект- картами я изучила:

Рекомендации по составлению. 

Законы составления                                                                                        Отличительные черты.. 

После этого  начала применять интеллект- карты на практике для изучения нового материала, повторения ранее изученного, составления плана урока, разработки заседания метод. комиссии.

Обучение учащихся составлению интеллект – карт по физике происходило постепенно:

-сначала знакомство с теоретическими аспектами метода, анализ уже готового образца;                                                       

-затем совместное составление интеллект – карты;

самостоятельная работа в мини  группах на уроке,                                                                                   

А потом индивидуальная работа дома. 

Работы обучающихся   представлены на стенде

Нужно отметить, что при составлении интеллект - карт обучающиеся хорошо справляются с подбором предметного материала и выделением блоков, а трудности вызывает установление логических связей между понятиями, использование рисунков.

Как показал мой небольшой опыт, использование этого метода позволяет педагогу динамичнее проводить систематизацию и обобщение знаний, эффективнее  осуществлять контроль, активизировать самостоятельную деятельность обучающихся.

Интеллект- карты  на уроках физики:

Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект - карт при изучении новой темы и на обобщающих уроках, так как он способствует успешному усвоению учащимися новых знаний, формирует компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е.   умение учиться.

Очень важное условие в работе с интеллект - картой: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут обучающимся легче учиться, а учителю лучше учить.

Какие достоинства интеллект - карт можно выделить? Это

§Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. 
§Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. 
§Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. 
§Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. 
§Тво